Очередные поправки, внесенные в закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, коснутся многих жителей России уже в ближайшие дни. В первую очередь это заметят покупатели недвижимого имущества, поскольку с 15 июля 2016 года вступает в силу норма об изменении Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании которой государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в связи с чем прекращается выдача свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных. Но стоит ли бояться нововведений? Разберемся во всем по порядку.
Свидетельство о государственной регистрации права – это всего лишь правоподтверждающий документ, т.е. документ, который подтверждает факт регистрации и возникновения перехода права на дату, указанную в них как дата выдачи. Провоустанавливающим же документом является договор, акт государственного органа или др.документ, на основании которого был приобретен объект недвижимости и зарегистрированы права на него в ЕГРП. Выписка из ЕГРП, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав, – это документ, подтверждающий факт проведения такой государственной регистрации и наличие в ЕГРП указанных в ней сведений, в том числе о правообладателе, объекте недвижимости, зарегистрированном в соответствующий день под соответствующим номером праве, правоустанавливающих документах – основаниях для регистрации права, на дату, указанную в ней в качестве даты выдачи. При этом согласно законодательству только запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Документ можно получить как в бумажном, так и в электронном виде. Основным преимуществом выписки является актуальность содержащихся в ней сведений на момент её получения. Так, например, если на недвижимости есть обременения, наложен арест либо другие ограничения, которые появились уже после государственной регистрации права и получения собственником свидетельства, то соответственно в свидетельстве такой информации уже не будет, а выписка об этом информирует. Ни в работе юристов, ни в работе риелторов, ни в действиях рядовых граждан при сделках с недвижимостью от изменения формы документа (выписка вместо свидетельства), по большому счету ничего не изменится, поскольку и в настоящее время в большинстве случаев на сделку предоставляется выписка из ЕГРП, которая запрашивается дополнительно помимо свидетельства. То есть, фактически просто на законодательном уровне закрепляется уже сложившаяся и существующая практика. Другое дело, что психологически людям, особенно зрелого и преклонного возраста, тяжело будет принять данное нововведение. Известная поговорка "без бумажки ты - букашка, а с бумажкой - человек" пока еще прочно сидит в сознании большего числа наших граждан. Отмена свидетельств не меняет процедуры регистрации прав, поэтому для заявителей при получении услуги ничего не изменится.
"Отмена свидетельств о праве собственности в действительности призвана укрепить гарантию зарегистрированных прав, а также способствует дальнейшему совершенствованию межведомственного взаимодействия при предоставлении различных госуслуг. Выписку, подтверждающую регистрацию прав, правообладатель, как и прежде, может получить после регистрации прав — как в электронном, так и в бумажном виде", — резюмируют в Минэкономразвития.
Назад |