На сегодняшний день нормативно-правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона – Федеральный закон от 24.07.2007 N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации). В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).
Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения. Так, с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Новый закон о регистрации объединит в единую цепочку все действия по оформлению недвижимости в рамках единой учетно-регистрационной процедуры – от кадастрового учета до получения документов о праве собственности. Таким образом, ГКН и ЕГРП объединяются в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости. Вестись ЕГРН будет в электронном виде, а сведения, однажды в него попавшие, нельзя будет удалить или изъять (ч.6.ст.7 Закона). Таким образом, реестр одновременно станет выполнять и роль архива. Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Однако Законом предусмотрены исключительные случаи, когда возможна только регистрация прав без одновременного кадастрового учета и наоборот, осуществление кадастрового учета без одновременной регистрации прав на недвижимое имущество. Что касается порядка подачи документов, то здесь изменений нет. Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить: - в бумажном виде – лично (в орган по регистрации прав, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр); - либо в форме электронных документов – через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра. Новеллой же в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ, база объектов недвижимости должна быть единой по всей России. Так же в новом Законе максимально детализирован перечень обстоятельств, при которых государственный регистратор принимает решение о возврате заявления и документов без рассмотрения (ст.25 Закона) и о приостановке регистрации прав и постановки объекта на кадастровый учет (ст.26 Закона). В приеме документов будет отказано только в одном единственном случае – если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт). Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав составляет от 3-х до 12-ти дней в зависимости от места сдачи документов (орган по регистрации прав или МФЦ) и цели сдачи (одновременный кадастровый учет и регистрация прав или одно из 2-х действий) (ст.16 нового Закона). Государственная регистрация – это не только учет, но и контроль, и ответственность. Закон предусматривает ответственность регистрирующего органа за упущения в работе. Так, наказывать будут за необоснованный отказ в приеме документов, волокиту, технические ошибки в записях единого реестра недвижимости, необоснованный отказ в предоставлении сведений из единого реестра недвижимости и т. д. (ч.1.ст.66 нового Закона). Ущерб, причиненный регистрирующим органом в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, будет покрыт в полном объеме за счет казны (ч.2.ст.66 нового Закона). При этом предусмотрена возможность взыскания Росреестром выплаченных сумм у непосредственных виновников нарушения, если они есть – кадастрового инженера, органа местного самоуправления и т. д. (ч.4.ст.66 нового Закона). Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020г. Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться единой выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки. Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например: – органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую; – Федеральная миграционная служба РФ – информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине); – Федеральная налоговая служба РФ – информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях; – суды или уполномоченные органы, наложившие арест, – заверенную копию такого акта; – нотариусы – сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство. При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН и уведомляет правообладателя о внесении. Еще одной новеллой является то, что при отсутствии у вас возможности забрать документы после проведения регистрации права собственности, вам могут доставить готовые документы в любое удобное для вас место и время. Для этого необходимо при подаче заявления указать в нем способ получения «курьерская доставка». Данная услуга будет платной, а стоимость будет зависеть от расценок курьерских служб. Статья подготовлена юристом АН «Респект» Евгенией Григорьевной. Назад |